Криптовойны

Каталог статей
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Мои статьи [0]
Статьи [33]


Друзья сайта


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Приветствую Вас, Гость · RSS 23.09.2017, 01:20
Главная » Статьи » Статьи

Новые методы ведения войны

В декабре 2014 года Министерство обороны приняло новую военную доктрину, где существенная роль уделена новым методам противостояний. Сформулированы основные угрозы, такие как предупреждение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействие методикам цветных революций, важность массового образования и военно-патриотического воспитания.

Как и все в этом мире, процесс противостояния также подвержен эволюции. Войны аграрного общества были направлены в основном на захват покорение территорий, успех в них зависел от таланта полководца и прямой силы войска. Войны индустриального типа сместили этот акцент на идеологию, преимущества в вооружении, разведке, снабжении и планировании. Развитие транспорта и средств связи позволило вовлекать в конфликт невиданные до этого объемы войск и техники, координируя их действия. Борьба шла не только за территорию противника, но за его ресурсы и промышленность. Ключевую роль здесь играли генеральные штабы противников, как идеологи и координаторы процесса.

Трансформация послевоенного мироустройства, глобализация экономики и переплетение межгосударственных связей, наличие оружия массового поражение, информационное взаимопроникновение цивилизаций, и повышение уровня жизни населения, уже не разделяющего призывы элит гибнуть в окопах и не готовых к всеобщей мобилизации, постепенно свело на нет старые методы борьбы, с концентрацией сил регулярной армии, линией фронта, оккупацией территорий.

Войны, или лучше выразиться, противостояния, стали абсолютно новым направлением межгосударственной борьбы. Рождая новые концепции и подходы. Появились концепции «жесткой», «мягкой» и «умной» силы – HARD, SOFT и SMART POWER. Понятие «умная сила» объединяет произвольные комбинации «жесткой» и «мягкой» сил. Данные термины были введены Джозефом Наем, американским политологом и профессором Гарвардского университета, занимавшим ранее высокие посты, и развиты позже множеством других исследователей.

Среди современных конфликтов можно выделить следующую типологию:

- сетевые и сетецентрические войны. Отличаются от классической войны отсутствием единого фронта или ударного кулака регулярной армии. Боевые действия ведутся в различных районах государства противника. Активно используются не только армейские, но и нелегальные силовые подразделения. Название такие войны получили по признакам:

- организационной структуры управления;

- технологической составляющей коммуникации.

- асимметричные войны. Войны, также не имеющие единого фронта, тыла, скопления сил. Часто используются при борьбе не равных по условиям противников. К асимметричным войнам можно отнести партизанскую войну, диверсии, провокации и террористические акты, точечное уничтожение руководства противника.

- гибридные войны. Гибридная война подразумевает использование различных методов и технологий в конфликте. То есть гибридная война может быть одновременно и сетевой, и информационной, и экономической.

- информационные войны. Информационные войны имеют широкий спектр, связанные с производством, распространением, контролем и манипуляциями с информацией с целью воздействия противника. По логике должны включать в себя когнитивные и кибер-войны. Но точное определение отсутствует.

- когнитивные войны. Воздействие на умы противника, изменение его картины мира. К когнитивным мероприятиям можно отнести производство контента – новостного и культурного (текстового, видео и аудио), использование психологических и манипуляционных методов. При этом дезинформацию, заставляющую противника предпринимать неверные шаги, но не изменяющего его мировоззрение, надо относить к информационному воздействию, а пропаганду, призванную менять отношение противника к чему-либо – к когнитивному.

- кибер-войны. Воздействие на инфраструктуру, каналы связи, данные с помощью компьютерных технологий. Под кибер-войной необходимо понимать не только электронный шпионаж, взломы почты или хищение данных, но и воздействие на информационные системы инфраструктуры противника - авиационной навигации, железных дорог, метро, светофоров, электрических, водопроводных и тепловых сетей, платежных систем, крупных предприятий, государственных баз данных, на интернет и системное ПО в компьютерах, смартфонах и планшетах. Такое воздействие может привести к коллапсу любого современного государства.

- экономические войны. Ключевые направления таких методов заключаются в создании неравной конкурентной среды, доступа к кредитам, технологиям, рынкам сбыта, установлению различных пошлин, проведению выборочной финансовой и тарифной политики, введению ограничительных мер, экономическим и финансовым санкциям, конфискации имущества и финансовых средств, различного рода блокадам. Отдельным долгосрочным направлением является создание финансовой, технологической и инфраструктурной зависимости государств и компаний.

- технологии государственных переворотов. Смена власти в странах противника путем использования противоречий в элитах или недовольства отдельных групп населения. Осуществляется с помощью комплексного либо выборочного применения всех перечисленных выше видов воздействий.

При этом часто возникает путаница с классификацией. Если сетевые и асимметричные войны явно относятся к разделу «жесткой силы», имея цель физического уничтожения живой силы и разрушения инфраструктуры, то определение кибер-войны в этот раздел зависит от ее результата. Экономические войны, хоть называются войнами и относятся в раздел «жесткой силы», представляют собой набор несиловых методов воздействия. Информационные и когнитивные войны относятся к области «мягкой силы». Но, как показывает практика, и в острых конфликтах, и вялотекущем процессе воздействия на страны часто содержится набор всех методов, который определяется как «умная сила».

Разберем подробнее некоторые типы по другой классификации.

HARD POWER, или «Жесткая сила»

Понятие силовых методов включает в себя как традиционное противостояние регулярных кадровых армий, физическое уничтожение противника и его имущества, блокаду портов, проливов, присутствие и патрулирование в ключевых регионах, военно-техническую разведку, так и другие технологии силового воздействия, осуществляемых при поддержке государства, но от которых государство дистанцируется. Не попадая при этом под нормы международного права и под возможный ответ стороны противника. Что, впрочем, не мешает противнику оказывать сопротивление похожими методами.

Целями операций «жесткой силы», включающей сетевые, гибридные и асимметричные методы, могут быть:

- локальные конфликты;

- создание очагов нестабильности на территории противника, или в важных для него регионах - в местах нахождения нефте- и газопроводов, логистических путей, линий электропередач, артерий водоснабжения;

- диверсии на территории противника;

- вывод из строя инфраструктуры и элементов технологических цепей, имеющих важное значение для жизнеобеспечения функционирования государства;

- акции устрашения и провокаций;

- организация беспорядков;

- физическое устранение ключевых фигур.

Мероприятия могут проводиться среди населения буферных, приграничных, этнически и конфессионально нестабильных зон, где преследуют цель инициации массовых беспорядков. Также деятельность может осуществляться в тылу противника и в других странах с целью устрашения или провокаций.

В роли основных участников таких войн могут выступать ЧВК (частные военные компании), чье участие до сих пор не регламентировано в международном праве, диверсионные группы и отдельные агенты, повстанцы и партизаны (или бандформирования), радикальные группировки (в том числе религиозные, националистические, футбольные фанаты).

В рамках сетецентрической войны можно упомянуть «роевую тактику», по аналогии с роем пчел. Удары наносятся мелкими группами в различных местах, истощающая ресурсы государства, использующего кадровые спецслужбы и армию, обладающие меньшей мобильностью. При возможности частого перехода государственной границы, чего не могут себе позволить легальные армии, это является весьма эффективным методом боевых действий. В качестве примера подобной практики можно привести боевые операции Талибана, ИГИЛ, Аль-Каеды, различных народно-освободительных и партизанских армий.

Основное развитие, в силу многих факторов, исследования новых видов ведения войны получили в США. Несмотря на то, что ничего особенно нового придумано не было, и похожие методы использовались всеми государствами с древнейших времен, американцы переработали данные принципы под реалии современного мира и возможности технического прогресса.

Одну из моделей сетевых и сетецентрических войн разработал участник разработки операции «Буря в пустыне» полковник ВВС США Джон Уорден, дав название «Операции на основе эффектов». В своей концепции Уорден исходил из модели пяти концентрических кругов современного государства. Внутренний круг составляет национальная власть, внешний - вооруженные силы. Уорденская стратегия заключалась в том, что внутренние круги могут быть поражены без столкновения с внешним кольцом. Этот подход определялся как «война изнутри наружу». Одним из приемов поражения противника рассматривалась технология «стратегического паралича». Она состояла в создании дисбаланса в системе противника, в результате чего он оказывается не способен к оказанию внешнего противодействия. Достигать этого планировалось всеми доступными методами.

Другим основоположником теории сетевых (или сетецентричных) войн принято считать вице-адмирал США Артура Себровски. Его статья в соавторстве с аналитиком Объединенного штаба Джоном Гарста «Сетецентричная война: её происхождение и будущее» (1998) оценивается как классическое произведение в осмыслении войн нового типа. Он отходит от чисто военного определения таких войн, считая, что данная война осуществляется на пересечении трех сфер - физической, социальной, информационной и когнитивной. Причем основной упор сделан на информационную и когнитивную составляющую. По определению Себровски, все победы и поражения происходят в нашем мозгу.

Продолжение работ Уордена было продолжено американским генералом Дэвидом Дентулой. Системный анализ всех составляющих факторов противника способствовал переносу акцента внимания от вооруженных сил к другим составляющим государственного устройства. В военное ведомство стали активно приглашаться (чего не было раньше) представители гуманитарной науки - социологи, этнографы, лингвисты. Одним из направлений работы аналитиков сконцентрировалось на выявлении сильных и слабых сторон религиозных и этнических систем. Каждая из систем имеет свои точки уязвимости. Предметом анализа стали, например, этнические страхи.

Выявление уязвимых мест государственных систем, анализ статистических данных, работа с лидерами мнений, разработка сценариев мероприятий и создание информационного контента стали занимать одно из главных мест в руководстве Вооруженных Силах США и аналитических центрах.

Также серьезное внимание уделялось методам командования, планирования и управления подобными операциями, создания алгоритмов принятия решений на основе постоянного мониторинга информации ситуационными центрами. В качестве работ на эту тему можно привести вышедшую в 1996 г. статью американского адмирал Уильяма Оуэнса «Появление системы систем США».

Не обошли вниманием американцы и направление кибер-войны. 

С 2009 года в составе Вооруженных сил США ускоренными темпами формируется Объединенное кибернетическое командование (Unified U.S. Cyber Command), подчиненное Стратегическому командованию США. А ВМС США 26 января 2010 года создают специальные кибервойска CYBERFOR. Незадолго до этого подобное подразделение было создано в ВВС США. Также в США уже действуют еще две структуры Министерства обороны – Объединенная группа по операциям в глобальной Сети (Join Task Force – Global Network Operation, JTF-GNO) и Объединенное командование структурных компонентов сетевых боевых действий (Join Functional Component Command – Network Warfare, JFCC-NW). В функционал первой входит обеспечение безопасности компьютерных сетей Пентагона, вторая занята подавлением активности враждебных США государств в Интернете и других электронных сетях. Также развивается контркиберразведка США.

Кроме этого, Агентство национальной безопасности США (NSA) создает центр обработки и хранения данных, который должен стать основой для выполнения программы Comprehensive National Cybersecurity Initiative (CNCI). Центр должен обеспечивать поддержку приоритетным работам в области национальной кибербезопасности в рамках деятельности Министерства национальной безопасности США (DNS).

Также похожие структуры созданы в Европе – Европейское агентство по сетевой и информационной безопасности (European Network and Information Security Agency – ENISA) и отдельный Федеральный центр киберзащиты (Cyberabwehrzentrum) в Бонне, в задачи которых входит охранять жизненно важные IT-системы Германии и Европы промышленного шпионажа и кибер-атак недружественных стран.

Для воздействия на население других стран Государственный департамент США реализует специальную программу Digital Outreach Team, объединяющую бойцов информационной войны для развенчания негативной информации о США, а также для психологического воздействия на другие страны. Ставя задачи для удаленно работающих сотрудников, говорящих на разных языках, и осуществляя координацию их работы. Для обеспечения анализа настроений и массового влияния в Сети Объединенное центральное командование США (Centcom) закупило несколько видов специального программного обеспечения, в том числе у американской компании «Ntrepid», для мониторинга сети и создания ботов в социальных сетях и блогосфере. Причем данным программным обеспечением боты могут создаваться уже с кругом общения, следами активности и с IP-адресами необходимой страны. Один сотрудник мог управлять несколькими десятками таких ботов. Говорящих на различных языках – арабском, фарси, пушту, украинском, русском, китайском.

Данные структуры должны решать в сети в рамках мягкой информационной войны следующие задачи:

- создание массовых стереотипов;

- генерирование псевдособытий;

- создание атмосферы массовой поддержки или неприятия;

- распространение дезинформации;

- внедрение в массовое сознание необходимой системы ценностей;

- формирование выгодных моделей массового поведения;

- мобилизация масс для офлайн-активности;

- создание имиджа и анти-имиджа для определенных лиц и событий.

Как видим, только на этом участке официальными силовыми структурами США проводится активная и масштабная работа. Активность именно Америки обусловлена тем, что подобные технологии носят в основном характер экспансии. Другие государства не имеют подобных задач в своей внешней политике, а также развернутой инфраструктуры военных баз и сети СМИ по всему миру. Тем не менее активно перенимают опыт для осуществления противодействия и обороны.

Не менее важными являются другие подходы - "мягкой силы", "умной силы" и других несиловых методов контроля, влияния и противостояния.

 

Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь…

SОFT POWER, или «мягкая сила»

Представьте себе некие выдуманные страны А и Б. Теперь представьте ситуацию, когда в стране А жители разделяют культуру страны Б, смотрят фильмы, читают книги, отмечают праздники страны Б, гордятся, когда их награждают премиями страны Б, копируют молодежные течения и форматы искусства.

Жители страны А с удовольствием покупают продукты страны Б, которые им рекламируют рекламные агентства страны Б, следят за модой, как в стране Б, смотрят новости страны Б, знают про ее известных личностей больше, чем про своих. Лучшие спортсмены страны А играют за клубы страны Б.

Дети жителей страны А учатся по учебникам страны Б, пользуются ее историческими справочниками и энциклопедическими изданиями. Разделяют ее ценности, принимают государственный строй, мечтают туда уехать даже нелегально, пытаются накопить деньги, чтобы купить там недвижимость.

Они хранят деньги в банках страны Б, покупают акции ее компаний и этим фактом считаются весьма успешными в своей стране (этим самым помогая стране Б производить товары, строить недвижимость, развивать науку, рекламировать культуру и моду). Массово учат язык страны Б.

В этой ситуации возникает логичный вопрос, население какой страны живет в стране А? И все ли у них хорошо с головой? Откуда управляют страной А и есть ли у нее суверенитет? Кому вообще принадлежит страна? И остаются ли у граждан силы, время и деньги на собственную страну? И еще можно понять, если бы такой ажиотаж был бы двухсторонним, но ведь жители страны Б знают о стране А только куцый набор информации о национальном спиртном напитке, музыкальном инструменте, сувенире и домашнем животном. А также, что там холодно и страшно.

Собственно, вкратце вся суть «мягкой силы».

СССР был великой и сильной страной, с ядерным оружием, патриотичной армией, передовыми наукой, промышленностью, богатой культурой и долгой историей. И все это вдруг пропало. Да, пусть пассивно шли к этому пару десятилетий, но активную фазу 290 миллионная страна проскочила лет за пять. Еще работали старые законы, существовали спецслужбы, люди хорошо помнили войну и великие послевоенные победы – и вдруг все исчезло. Можно сказать, что простые люди ничего не решали, это элиты договорились. Но ведь большинство людей на полном серьезе не понимали, что происходит. Сдали страну, армию, науку, спорт, разрушили промышленность, разорвали по живому культурные и национальные связи. Без всякой войны. И этот наркотический сон длился еще лет 15.

А всего-то лишь откликнулись на призывы о свободе СМИ, слова и межкультурного обмена – вполне справедливое требование. Только у одних был иммунитет на джинсы и рекламу, развитая отрасль СМИ и развлечений, опыт мягкого порабощения других стран, неограниченные финансовые возможности, а у других - информационный голод, любопытство и усталость от последних лет перестройки, с ее дефицитом и пофигизмом. И советские танковые армии остались ржаветь, как недоразумение тоталитарного милитаризма, как нам объяснили потом. Новейшие военные самолеты и ракеты порезали и продали на цветмет новому заокеанскому другу. Во всю силу своей загадочной души.

Теория

Основные цели, задачи и направления «мягкой силы» мы описали выше. Теперь давайте попробуем систематизировать составляющие этого вида воздействия.

Принцип действия «мягкой силы» можно описать как влияние на звенья классической схемы коммуникации Лассуэлла, состоящей из источника информации, самой информации, канала коммуникации и получателя информации. С учетом искажения информации в процессе донесения (шумов), и возможности манипуляций с сутью информации (месседжа).

Источники

Источниками информации можно считать СМИ, книжные издательства, киностудии, экспертное сообщество и организации, энциклопедические издания и порталы, поисковые системы, производителей компьютерных игр, а также известных личностей (лидеров мнений). Корректировать информацию, распространяемую источником, можно осуществлять путем покупки существующего источника, созданием нового, влияние на информационную политику через создание информационных поводов, технологии формирования повестки дня, предоставление готового контента, финансирование через предоставление рекламных бюджетов и другие методы.

Отдельного внимания заслуживает работа с лидерами мнений и авторами, производящими контент. Воздействовать на их высказывания или продукт деятельности можно через их участие в различных мероприятиях, награждение различными премиями, предоставление заказов, через рекламирование данных авторов в своих СМИ, и другие различные методы мягкого подкупа. В конце концов, можно создать новых, обеспечив им продвижение в медиа-пространстве и создавая для них контент под их именем.

Контент

Под контентом подразумевается весь спектр информации, действующей на умы противника. Это учебники, фильмы, ролики, песни, новости, выставки, книги, культура, игры, другие информационные и когнитивные продукты.

Инфраструктура

Возможность иметь на территории страны воздействия собственные издания, сбытовые сети, возможность направлять рекламные потоки носителю информации, либо обеспечить рекламу произведенному контенту - книге, фильму, песне, мероприятию - является одной из главных инфраструктурных задач «мягкой силы». В этой связи можно отметить массовые появления различных организаций, призванных влиять на массовое сознание – научных, экологических, религиозных, культурных, образовательных. Часто организации выполняют роль как источника, так и канала коммуникации. Все они несут, как правило, американскую точку зрения по любому вопросу в мире. В том числе обеспечивая широкое вовлечение чиновников, деятелей науки и культуры осуществлялось через различные программы обмена, конференции и симпозиумы, съезды, выставки, культурные мероприятия, награждения.

Кроме этого данные организации могут решать задачи финансирования, анализа ситуации, координации, выработки сценариев и планов действий.

Технологии манипулирования

При создании и распространении информации применяются все доступные технологии психологической и манипуляционной борьбы. Некоторые из них мы описали в конце данной публикации. В том числе путем создания шумов с помощью организованных комментариев или обсуждения произошедших событий. Или публикаций экспертного мнения «уважаемых людей».

Некоторые особенности

Блокада информации рождает информационный голод и любопытство. В западном подходе работает другой подход – информации столько, что у человека возникает апатия. Хочешь про приключения, насилие, смех, заговоры, тайны, интриги, секс, инопланетян – на, получи. Причем большинство этой информации хорошо продается за деньги самих же интересующихся, так как она выполняет роль лишь дешевого наполнителя для рекламы. А в информационном шуме реальные тайны и факты, как оказалось, спрятать проще, чем контролировать распространение этих фактов путем цензуры и политики молчания.

Западная информационная индустрия построена на инстинктах, а советская была построена на морали и обязательствах перед обществом. Обязанности подсознательно никто не любит. Поэтому пропаганда западного образа жизни заключалась в рекламе личной прибыли, удовольствия, успеха. Правда, без детализации, как этого можно достичь. Что на контрасте с советским подходом имело успех. Другой общеизвестной и распространяемой идеологии в мире пока не наблюдается.

Чтобы не включились защитные механизмы и отрицание, в методах «умной силы» принято не ругать чужих, а хвалить своих. Доминирование таких материалов в медиа-пространстве постепенно вымещает из сознания потребителя информации как образ врага, так и собственную идентичность, создавая у него нужную систему ценностей.

Для разрушения положительных взглядов о других странах возможных союзников публикуются множество «фактов», призванных зародить сомнение в дружественности соседей, бескорыстности и справедливости такой дружбы.

Для очернения страны проживания получателя информации используются СМИ (либо известные люди) этой же страны, создается и распространяется контент, заставляющий усомниться в целесообразности жизни в данной стране, легитимности власти. Особенно данная техника эффективна действительно при неадекватной власти. Вспомним передачи по телевидению, новости и самих представителей власти 90-х годов. Далеко ходить не надо. Вспомните реформирование милиции в полицию, летнее и зимнее время, нулевое промилле. Все это было направлено на снижение уважения к власти перед выборами 2012 года.

Признаки и примеры

Как различить такое влияние? Если что-то усиленно рекламируют, причем не всегда явными методами, и не видно коммерческой прибыли в среднесрочной перспективе, то проект явно политический. Многие еще помнят истерию с Твиттером и Фейсбуком в СМИ в 2010-2012 годах. На каждой радиостанции, в каждом СМИ была не прямая реклама, а рассказы о том, как журналисты пишут друг другу и общаются со слушателями, читателями и зрителями. Продукт прижился. Напомним, что данные социальные сети, как и другие мессенджеры, являются основным западным инструментом для мобилизации населения на оффлайновую активность при провокациях и «цветных революциях».

Отдельно можно упомянуть Википедию, руководство которой усиленно убеждает в некоммерческой сути проекта. Он действительно некоммерческий. Привыкание населения к такому ресурсу может привести к тому, что через десяток лет мы увидим свою историю под совершенно неожиданным ракурсом. И какая информация будет про историю, победу в Великой Отечественной войне, первом полете человека в космос – угадать не сложно.

В качестве примера скрытой пропаганды вспомните неадекватную в разрезе «затраты-прибыль» рекламную компанию произведений писателя Дэна Брауна. Под лозунгом художественного произведения шла жесткая антикатолическая пропаганда, усиленно снижая авторитет Ватикана. А Ватикан все-таки это более миллиарда последователей и сильнейшая идеологическая и финансовая сила Европы. Да и сумасшествие с Гарри Поттером для воздействия на детские умы тоже понятно. Выросло целое поколение во всем мире, считающее Англию милой страной, и не понимающее католическую церковь, которая сжигала когда-то таких милых колдунов и чародеев. Искусство давно вышло за рамки развлечений и стало оружием государственной политики и «мягкой силы». Причем запретить тратить деньги на рекламу или препятствовать проникновению в страну обычного художественного произведения нет оснований ни у одного государства или спецслужбы. Выход только в одном – делать свое.

Помимо художественных произведений широко распространена практика создания мифов. Сплошные истории успеха, причем обычного человека, который в гараже родителей заработал первый миллиард. Не спорим, такие истории нужны. Они побуждают молодежь искать пути развития, зарабатывать деньги, придумывать новое, становиться самостоятельными и делать страну в целом более конкурентоспособной.

Правда, при этом замалчивается факт, что если человек заработал миллиард, используя инновации, то он взял эти деньги из экономики, обанкротив при этом множество тех, кто зарабатывал на этом же процессе тысячи. Разрушив жизнь, семьи, не дав родиться или вырасти в нормальной обстановке многим детям. Смотря что в стране является эффективным – заработать денег или дать условия для существования менее пассионарного общества (читай - не имеющего доступа к деньгам). Если первое – давайте отменим пенсии, социальную сферу и здравоохранение. Подобные истории успеха напрямую связаны с представлениями о привлекательности государственного строя, в котором каждый может стать миллиардером и жить на яхте. Но на этом внимание не акцентируется.

Распространяется множество других историй, особенно в области новых технологий. При этом не уточняется, что идею социальных сетей придумал не бедный студент в университетском кампусе, а она была описана в Сорбонском университете группой исследователей в 60-е годы ХХ века. Но для реализации идеи отсутствовала технологическая составляющая в виде интернета. Сам интернет и поиск в нем придумали также не юные таланты в гараже, и не ученые для переписки ученых из различных университетов страны. Проект создавался структурой минобороны США (тогда ARPA, сейчас DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency) для автоматической высокоскоростной связи между множеством центров ПВО в рамках создания системы противоракетной обороны в 50-60 годы прошлого века.

Эффективность информационных методов борьбы и возможность создания мифов основаны на том, что человек не может являться специалистом во всех областях. Часто профессионалы замечают несоответствия публикаций СМИ относительно своего рода занятий. При этом спокойно продолжают воспринимать другую информацию тех же самых СМИ, принимая ее некритично и формируя себе искаженное мнение о других сферах.

Текущая ситуация

Хотелось бы отметить, что если бы не жесткое противостояние России и Запада в течение последних нескольких лет, то российский народ бы так и не понял своей зависимости от такого влияния. Вне зоны внимания были бы факты отсутствия информационного суверенитета и присутствия многочисленных организаций влияния. Попытки изменения ситуации не находили бы понимания ни у народа, ни у чиновников.

Но в последнее время ситуация начала меняться. Введен запрет на зарубежную собственность и счета для государственных служащих, ужесточен закон об иностранном финансировании различных организаций, разрабатываются свои учебники и справочные издания, развиваются издания и информационные ресурсы – RT, МИА «Россия сегодня», ТАСС, создается контент патриотической направленности - фильмы, игры, сценарии мероприятий. Все больше появляется лидеров мнений, ведущих просветительскую деятельность. Создана организация Русский мир, призванная развивать пророссийский сегмент «мягкой силы» в других странах.

События всего двух последних лет очень сильно пошатнули позиции, заработанные западной «мягкой силой» за последние два десятилетия. Блестящее проведение Олимпиады в Сочи и победа в ней. Модернизация армии. Крым. Бессмертный полк. Без всяких манипуляций это сплотило народ до такой степени, которая последний раз наблюдалась, наверное, только после полета Гагарина. Россия просыпается. И ценность Арматы не только в ее улучшенной броне и более мощном орудии. Ценность – в уверенности армии и народа в себе, всплеске патриотизма широких масс и желании служить своей стране, а не мечтать о чем-то навязанном из заграницы. Армата всего лишь повод лишний раз об этом вспомнить. То самое связующее звено между «мягкой» и «жесткой» силами. О чем мы продолжим в следующей публикации.

 

Литература

Системное развитие «мягкая сила» получила после провозглашения новой парадигмы развития общества, получившую в 1961 году определение как «информационное общество». Основными авторами, описывающими трансформацию общества в новых условиях, были Д. Белл «Конец идеологии», «Грядущее постиндустриальное общество», Э. Тоффлер «Третья волна», «Эра смещения власти», «Шок будущего», М. Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций», Г. Маркузе «Одномерный человек», М. Маклюэн «Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего», М. Фуко «Интеллектуалы и власть», Ю. Хабермас «Моральное сознание и коммуникативное действие», Н. Луман «Реальность масс-медиа», Ф. Фукуяма «Конец истории и последний человек», Ж. Бодрийар «Система вещей», «Общество потребления», К. Гэлбрейт «Общество изобилия», «Новое индустриальное государство», «Экономика невинного обмана», Липпман «Общественное мнение», Р. Харрис «Психология массовых коммуникаций», Дж. Най «Мягкая сила», «Парадокс американской власти», «Власть будущего», «Сила лидерства – мягкая, жесткая и умная».



Источник: http://aftershock.su/?q=node/308717
Категория: Статьи | Добавил: Digit (18.05.2015) | Автор: Nemo
Просмотров: 89 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Сделать бесплатный сайт с uCoz